«Шёлк», «доллар» и «роза»

Уральский писатель Павел Бажов так сказал о малахите: «Камень, а на глаз, как шёлк, хоть рукой погладить». «Шелковистость» малахита, вдохновлявшая мастеров-камнерезов на создание замечательных украшений и шедевров русской мозаики, обусловлена строением минерала из сферолитов. Каждый сферолит состоит из тончайших кристаллических волокон, расходящихся в разных направлениях по радиусам от одного центра. В сечении сферолитов можно видеть концентрические узоры, которыми и слагается кружевной рисунок малахита, а также агатов, мраморного оникса и др. Иногда сферолит состоит из отдельных, не сросшихся между собой иголочек и напоминает ежа.

А «доллар» – это уже о пирите из американского штата Иллинойс: действительно, цветом и формой он напоминает золотую монету, некогда имевшую хождение в США. Это тоже сферолит, только не объёмный, а плоский, дисковый. Строение его гораздо грубее, каждый луч сферолита виден даже невооружённым глазом.

Сферолит – не сросток кристаллов, а продукт расщепления одного растущего кристалла на множество отдельных, расходящихся от общего центра игольчатых кристалликов. К самым прекрасным плодам расщепления – но не на волокна-иголочки, а на пластинки-лепестки – относится «железная роза» – предмет вожделения коллекционеров. Сколько в ней изящества! А ведь это обыкновенный минерал гематит, железная руда. Правда, находят железные розы обычно не в рудниках, а вместе с другими красивыми минералами в особых полостях – «погребах», откуда они попадают вовсе не в доменную печь, а прямиком в музеи и коллекции как редкие и дорогие экспонаты. В природе гематит расщепляется и в сферолиты, но лишь изредка – в «лепестки розы», расположение которых напоминает царственный цветок и отличается некой закономерностью, симметричностью. Что же заставляет расщепляться растущие кристаллы? В каких случаях возникают дивные плоды расщепления? Как ни странно, как раз в тех, когда строгий порядок кристаллической структуры слишком обильно нарушается ошибками и дефектами. В этом и удивительный парадокс царства минералов, и демонстрация непримиримости природы к безобразности и хаосу. Не делая различия между своими детищами, она все их наделяет изяществом: одни – безукоризненной чистотой и гладкостью граней, чёткой прямолинейностью контуров; другие – не менее изысканной их закруглённостью. Собственные недостатки растущий кристалл организует в целесообразный порядок; это даёт ему возможность частично избавиться от структурных дефектов, а нам – любоваться плодами разумной работы природы.

Вернуться к списку статей