Двойники

Оставим на минуту великолепие каменного царства и вызовем в памяти прозаическую сцену малоприятного соседства в тесноте, где-нибудь в вагоне метро или трамвая в час пик, с некой персоной, обременённой громоздкой ношей. С кем не случалось! Податься некуда, и чем демонстрировать силу, лучше как-нибудь сжаться, занять поменьше места, чтобы не пострадать от рискованного контакта. Именно так – разумно – и поступает кристаллик кальцита: уступая одностороннему давлению, он складывается в две симметричные части, благодаря чему занимает в направлении сжимающей силы меньше места. Ну прямо как живой! Кристаллик остался цел, а то, что при этом получилось, называется двойником. Выходит, и кусочку неживой материи дано выбирать способ поведения! Сам по себе этот факт поразителен и тоже заслуживает быть отнесённым к чудесам. Но двойники возникают не только таким способом. Чаще это происходит в процессе роста кристаллов. Присмотримся к нему внимательнее. Вот три-четыре сотни атомов или ионов, оказавшись в общей сутолоке совсем близко друг от друга, соединились и больше не расстаются.

Это зародыш. Он ничтожно мал – всего стотысячные или миллионные доли миллиметра, но вполне жизнеспособен: может расти, присоединяя к себе новые частицы, и каждая в точности повторяет положение такой же предыдущей. Но пока кристаллик ещё мал, даже аккуратная природа может допустить ошибку – присоединить очередную частицу в двойниковом положении. Стоит этому случиться, и в двойниковом положении станут пристраиваться следующие за ней частицы – получается двойник. Если же это происходит и в других местах кристалла, то возникают тройники, четверники, пятерники...Некоторые минералы почти всегда рождаются двойниками. Очень часто двойникуется ставролит. Его двойник узнаешь сразу: это крест, по-гречески «стаурос», откуда и название минерала. Для набожного христианина находка каменного креста – потрясение, настоящее чудо! Издавна ставролитовые крестики добывали в Альпах, и в некоторых швейцарских деревнях они до сих пор служат амулетами при обряде крещения. Мелкие ставролитовые крестики, которые носили как брелоки, запонки, украшения, нашли в конце XIX столетия и в штате Вирджиния (США). Они до такой степени вошли в моду, что их даже начали подделывать, а один крестик был торжественно преподнесён президенту страны С.Г. Кливленду.

Но едва ли даже этот, надо думать один из лучших, мог бы сравниться с крупнейшими крестами ставролита величиной до 15–20 см с Кольского полуострова.

На удивление элегантна природа, представляя нам собственные ошибки! Мы ещё не раз убедимся в этом. Достигнув зрелого возраста, двойник оказывается симметричнее одиночного кристалла, и это придает ему особое изящество. В так называемом карлсбадском двойнике полевого шпата одиночки-«близнецы» как бы обнимают друг друга; кстати, автор названия (по месту первой находки в Карлсбаде, ныне Карлови-Вары, Чехия) – великий поэт И.В.Гёте, любитель и знаток минералов. Изящные шестигранные призмочки тройников арагонита так похожи на кристаллы некоторых других минералов, что даже прославленный немецкий минералог А. Г. Вернер в конце XVIIIв. принял их за апатит. Исключительно эффектны тройники драгоценного хризоберилла; лучшие образцы этого минерала известны в Бразилии.

В Москве, в Минералогическом музее имени А.Е. Ферсмана, хранится уникальный образец с 22 тройниками александрита, добытый на уральских Изумрудных копях.

Замечательная особенность отличает некоторые двойники – входящие углы, обращенные вершинами внутрь кристалла, тогда как на одиночных кристаллах все вершины смотрят наружу. В этом причина необычного облика некоторых двойников. В процессе роста входящий угол двойника становится ловушкой пристраивающихся к кристаллу частиц. Благодаря этому двойник, во-первых, обгоняет в росте одиночные кристаллы; во-вторых, из-за преимущественного нарастания внутри входящего угла приобретает несвойственную им уплощённую форму.

Вместо обычных кубиков галенита получаются плоские, как фанера, кристаллы - двойники; а японский двойник кварца (названный так по находкам в Японии, на руднике Отоме), который вырос в окружении одиночных кристаллов, резко выделяется среди них: он плоский и в несколько раз крупнее.

Вернуться к списку статей

Появление двойника напоминает рождение сиамских близнецов. Человеческие близнецы появляются на свет нечасто: двойня – в среднем один раз на 85 новорождённых, тройня – на 8 тыс., четверня – на 20-50 тыс. Рождение пятерых близнецов - случай редчайший. Среди минералов «близнецов» несравненно больше.